«Опять двойка» Получать двойки никто не любит, а получать за них выволочку – ещё меньше. Какой ужас, - негодует Светлана, мать десятилетней Тани – я всегда учила её, что ложь хуже всего. Она стерла двойку в дневнике. Она же знает, что за ложь её влетит гораздо больше, чем за двойку! Проблема эта чуть ли не самая распространенная в среднем школьном возрасте. Что же делать? Прежде всего, разобраться в том, что означает оценка для вас и для вашего ребёнка. И что она означает на самом деле. Кто плохой? Для родителей пятерка в дневнике обычно значит, что знания ребенка по предмету достаточно глубоки, ребёнок старается, учитель им доволен, а значит, родители все делают правильно. То есть в первую очередь это их пятерка за воспитание ребёнка. Для ребёнка оценка- это оценка его личности. Пятерка значит «ты хороший». Двойка- «это плохо». Родители часто поощряют такой взгляд на вещи. Между тем школьная отметка очень часто не имеет отношения ни к глубине познаний, ни к степени приложенных усилий. Она просто показывает, что качество соответствует или не соответствует требованиям, предъявляемым к ученическим работам.
Что стоит за оценкой? Причины плохих оценок у всех детей разные. Кто- то испытывает трудности в восприятии учебного материала. Кто- то «не умеет учиться». Кто- то много пропустил по болезни и ничего не понял из пропущенного материала. Ребёнку может быть неинтересен предмет. Или преподаватель объясняет скучно и непонятно. Возможно, школьник не понимает, зачем вообще надо учиться. А может быть, он неорганизован и неусидчив. Бывает, ребёнок старался изо всех сил, запутался, решил правильно, сам расстроен. Преступление и наказание. Родители уже считают, что причина у всякой двойки одна: ребёнок не выполнил свои обязанности. А раз не выполнил - заслуживает наказания. На кого- то дома кричат, кому- то читают нотации. Кого- то даже порют. Чтобы избежать неприятностей, ребёнок охотно соврет или смолчит. Некоторые копят свои двойки, чтобы один раз получить за все. Если ложь открывается, ребёнок получает двойную выволочку, за двойку и за вранье. Вряд ли он в следующий раз скажет правду, скорее, постарается получше соврать. Что делать? · Учеба - для себя. Поймите, ребёнок учится для себя, а не для вас. И цель учебы - овладевать знаниями, а не радовать маму. Двойка- это свидетельство того, что какими- то знаниями ребёнок ещё не овладел, значит, надо разобраться в причинах и придумать, как ликвидировать пробел. · Здраво оценивайте возможности ребёнка. Если ребёнок медленно думает, с трудом читает, ему тяжело дается математика, не ругайте его за выстраданные тройки на фоне легких пятерок чужих детей. Не сравнивайте своего ребёнка с другими- смотрите на его личный прогресс. · Дайте ребёнку право на ошибку. Нельзя научиться кататься на коньках, ни разу не упав. Но если ругать за каждое падение, пропадёт всякое желание учиться. · Научитесь ставить себя на место ребёнка. А вы сами способны часами сидеть за тяжелой работой, за которую всё равно не получите ничего, кроме выговора? Влияние родителей не должно ограничиваться выволочками и апелляцией к неведомому детям «чувству долга». В вашем арсенале должно найтись место дружескому обсуждению, помощи, элементам игры, соревновательности. · Поддерживайте в ребёнке интерес к знаниям. Обсуждайте прикладное значение материала, который ребёнок проходит в школе, ищите компьютерные игры по теме. Создайте дома атмосферу, где знание ассоциируется с удовольствием, а не принудиловкой и наказанием. · Не забывайте хвалить ребёнка. Не считайте, что хорошая работа- это естественно. Мы хвалим малышей за любую мелочь. Но когда ребёнок взрослеет, начинаем обращать внимание не на хорошее, а на плохое. На первых порах, пока ребёнок только учится быть взрослым и ответственным, надо вознаграждать его, ели он преодолел себя, научился доводить начатое до конца. · Внушите ребёнку, что учиться- важно и интересно. Это гораздо важнее отношений и учителями и оценок в дневнике. Если ребёнок говорит, что получил двойку, это признание должно быть безопасным: если за ним последует наказание, в следующий раз, скорее всего, признания не будет. Если ребёнок не стал скрывать от вас двойку, его стоит похвалить за честность и вместе выяснить, в чём причина плохой оценки. Если вы поймали ребёнка на вранье, не загоняйте его в угол. Ваша задача - не судить и карать, а наладить добрые отношения, основанные на взаимном доверии. Когда ребёнок может доверять родителям, а родители - ребёнку, когда школьная отметка не символизирует успешность в жизни, тогда и врать нет никакой необходимости.
|